Цель занятия:
Формирование зрительного восприятия формы и цвета предметов.
Восприятие объемных и плоскостных форм.
Различение их по образцу и по словесной инструкции, их соотнесение,
сравнение величины предметов.
Формирование тактильного восприятия формы, фактуры предметов, развитие перцептивных действий.
Развитие пространственной ориентировки, внимания, мышления,
активизации речи, использование игровых ситуаций.
Развитие навыков элементарного конструирования , развитие зрительно-двигательной координации крупной и мелкой моторики рук.
І. Организационный момент - приветствие.
Здравствуйте, дети! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, Давайте
поздороваемся, но не просто, а песенкой.
Здравствуйте, ладошки, хлоп -хлоп - хлоп.
Здравствуйте, ножки, шлеп - шлеп - шлеп.
Здравствуй, мой носик, бип -бип - бип.
Здравствуйте, щечки, плюх - плюх - плюх.
Здравствуй, мой ротик, чмок - чмок- чмок.
Здравствуйте, гости, всем - привет!
Скажите гостям, как вас зовут. Дети называют свои имена.
ІІ. Основная часть.
Ход занятия.
Педагог: Дети, сегодня мы совершим путешествие в мир формы и цвета. Вокруг нас много различных предметов и все они имеют свою форму и свой цвет. И мы научились их видеть и находить.
Давайте посмотрим, что мы видим? (Подходим к кубикам и шарам).
Правильно, это кубики и шарики. А какие? Разноцветные и большие..
Но посмотрите, какой беспорядок у нас в зале. Давайте наведем порядок.
Игра «Наведем порядок».
Дети по цвету ставят модульные круги по цвету возле больших кубиков , сажают на них игрушки. Собирают в одну коробку шарики, в другую кубики.
Педагог: А теперь мы поиграем с кубиками.
Игра «Кубики заблудились».
Разложить в ряд большие кубики. На них по соответствующему цвету поставить маленькие кубики.
Игра «Построй башню»
Из больших и маленьких кубиков строим башни, сравниваем их по величине. Из больших кубиков получилась большая башня, из маленьких - маленькая башня.
Педагог: Ребятки, мы немного устали, пойдем посмотрим какие у нас есть игрушки: мячик, кукла, мишка, зайка.
Тойжан расскажет нам стихи об этих игрушках.
Ребенок рассказывает стихи А. Барто «Мой веселый звонкий мяч»,
«Наша Таня громко плачет».
Педагог: Как Таня плачет? (ребенок показывает). Успокойте Таню, погладьте
ее по голове. Не плачь, не плачь, мы вернем тебе мячик.
Вот он мяч, красивый, круглый. Вернем нашей Тане мяч.
Педагог: Какой у Тани мяч? Круглый.
Давайте покажем при помощи рук («написать» круг в воздухе).
Молодцы! А теперь мы поиграем с мячиком.
Игра «Загони мяч в ворота».
Строим ворота из деталей конструктора. Катаем мяч в ворота.
Педагог говорит, что мяч катится, потому что он круглый.
А теперь попробуем покатить кубик - он не катится, потому что у него
острые углы.(сравнение).
Сейчас мы поиграем с массажным мячом.
Разминочные упражнения с мячом - ежиком.
Движения соответствуют тексту.
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук.
Педагог: Дети, а ведь у нас есть еще игрушки. Наверно они обидятся, если мы к ним не подойдем.
Это зайка и мишка. Тойжан знает о них стихи и расскажет нам.
Ребенок рассказывает стихи А.Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили Мишку на пол». Дети пожалейте Зайку и Мишку, прижмите их к себе, погладьте.
А теперь Мишка с куклой и зайкой хотят потанцевать.
Танец-песенка «Мишка с куклой».
Педагог: Сейчас дети на улице зима, холодно. Покажите, как холодно?
(Дети имитируют движение - согреться).
Индивидуальная работа
Работа на фланелеграфе «Зима».
Сейчас Тойжан прикрепит домик, елочку и покажет как идет снег.
Сравниваем большой и маленький дом, большую и маленькую елочку.
Выкладываем из ваты снежинки, подвешиваем на крючки сосульки.
Игра «Собери капельки в стакан».
Второй ребенок выполняет работу на развитие восприятия цвета и мелкой моторики. В двух стаканчиках положены образцы - бусинки красного и синего цвета. Ребенок ложит по соответствующему цвету бусинки-капельки.
Чтобы наши игрушки не замерзли, давайте сделаем крыши для их домиков.
Конструирование крыши из модуля по цвету.
ІІІ. Итог занятия:
Игра «Фигурки потерялись».
Дети, посмотрите, что это? Это коробка - кубик, а в ней фигурки.
Давайте посмотрим. Они перемешались. Разложим их по цвету и форме.
Педагог называет и показывает фигурку, ребенок показывает такую же.
Чтобы наши игрушки не скучали и занимались как и вы, подарим им эту коробку с фигурками.
А кукла дарит вам свой подарок. Что это за мешочек? Это «Чудесный мешочек» -подарок.
Игра «Чудесный мешочек».
Посмотрим, что же в нем. Ребенок по словесной инструкции тактильно
находит кубик, шарик. Но внутри еще есть сладкие кубики-вафельки и разноцветные конфеты - шарики.
Спасибо вам игрушки. До свидания!