подготовила психолог Осипова О.В.
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.
При работе с агрессивными детьми психологу, воспитателю важно трепетно относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций и с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться.
Без положительного внимания и принятия личности со стороны психолога вся коррекционная работа будет обречена на неудачу, так как ребенок, скорее всего, потеряет доверие к психологу и будет сопротивляться дальнейшей работе.
Всем кто работает с данной категорией детей, также важно при работе с агрессивными детьми знать безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний типа «нехорошо так говорить», «нельзя так себя вести», и т. п., поскольку подобные замечания не способствуют установлению контакта с ребенком.
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
- контакт с ребенком;
- уважительное отношение к личности ребенка;
- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
- положительное внимание к внутреннему миру ребенка.
- vетодическое руководство посвящено проблеме агрессивного поведения детей, а именно как работать с агрессивными детьми в плане коррекции их нежелательного поведения.
- выделены следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми:
- обучение агрессивных детей навыкам контроля и управления собственным гневом;
- снижение уровня личностной тревожности;
- формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
- развитие позитивной самооценки.
- практическое пособие адресовано психологам, специальным педагогам, воспитателям работающими с агрессивными детьми.
Занятие 1.
1. Знакомство. Упражнение "Покажи свое имя".
Дети по очереди называют свое имя и сопровождают его придуманным движением.
2. Игра "Волшебные шарики".
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек "лодочку". Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки цветной шарик и просит согреть его, покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открыть глаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
3. Игра "Добрые привидения"
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.
Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук "у".
4. Рисуем настроение.
Цель: выразить свое настроение в рисунке.
При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.
Занятие 2.
1. Игра: "Дракон кусает свой хвост".
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок - "голова дракона", последний - "хвост дракона". "Голова дракона" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее.
2. Игра: "Мой хороший попугай".
Цель: развитие чувства элепотии, умение работать в группе.
Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости прилетел попугай, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы попугаю понравилось в гостях, и он захотел прилететь к ним снова.
Психолог предлагает детям игрушку - попугая и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.
3. Игра: "Кляксы".
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.
4. Релаксация "На облаке".
Цель: Снятие физического, эмоционального напряжения
Занятие 3.
1. Упражнение - гештальт
"Я - травинка" - предложить детям представить себя травинкой на ветру. Учить выражать свои чувства.
2. Игра: "Поссорились два петушка"
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Под веселую музыку дети двигаются по типу "броуновского движения" и слегка толкаются плечами.
3. Игра: "Сороконожка"
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Несколько детей (5-8 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего "Сороконожка" начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача - не разорвать единую "цепь", сохранить "Сороконожку" в целости.
4. Совместные настольные игры.
Цель: развивать внимание, способность к сосредоточению, умение взаимодействовать без конфликтов.
Занятие 4.
1. Игра: "Котик".
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.
Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
Нежится на солнышке,
Потягивается,
Умывается,
Царапает лапками с коготками коврик.
Используется спокойная музыка.
2. Игра: "Брыкание".
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
3. Упражнение: "Возьми себя в руки".
Цель: научить детей сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
Занятие 5.
1. Игра «Крепость».
Цель: игра дает возможность детям проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде.
Дети делятся на две команды (по желанию ребят). Каждая команда строит для себя крепость (из модулей мягких, конструктора). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.
2. Игра «Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Ребенок может рвать,мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.
3. Игра Зоопарк.
Цель: помогает снять напряжение.
Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери»выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.
Занятие 6.
1. Игра: "Липучка".
Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение детской группы.
Все дети двигаются, бегают по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: "Я липучка-приставучка. Я хочу тебя поймать". Каждого пойманного ребенка "Липучки" берут за руку, присоединяя его к своей компании.
Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу.
2. Упражнение "Кулачок".
Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.
Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.
3. Игра: "Комплименты".
Цель: помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
Игра начинается со слов: "Мне нравится в тебе..." Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым. Другие участники также говорят комплименты всем остальным. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они в себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты.