Новости : КОНЦЕПЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

проект

 

КОНЦЕПЦИЯ

ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.

 

Астана, 2017

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Меры дальнейшего углубления преобразований в системе социального обслуживания до 2021 года (далее – Концепция) разработаны в реализацию Программной статьи Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» и Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2014 года № 396.

 

Коренные преобразования в системе социального обслуживания были начаты в 2009 году с принятием Закона РК «О специальных социальных услугах».

На первом этапе совершенствования (2010 - 2013гг.) были разработаны нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществлен переход от предоставления общих услуг реабилитации к оказанию специальных социальных услуг.

 

На втором этапе (2014 - 2017гг.) обеспечена демонополизация системы социального обслуживания. Гражданам предоставлено право выбора организаций социального обслуживания и внедрен принцип софинансирования затрат получателями услуг.

 

На третьем этапе (2018-2021.) в целях расширения доступности социального обслуживания планировалось провести деинституционализацию действующих крупных домов-интернатов, расширить сеть малокомплектных организаций, ввести монетизацию части предоставляемых услуг, а также обеспечить информационное сопровождение системы. 

 

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты и механизм преобразований системы на третьем этапе модернизации. Она разработана с учетом результатов преобразований на предыдущих этапах и мировых тенденций развития системы социального обслуживания.

2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

Становление системы оказания социальных услуг в Республике Казахстан осуществлялось в сложных условиях переходного времени. За короткий исторический период старые механизмы социальной поддержки были трансформированы в жизнеспособные системы, направленные на удовлетворение потребностей самых неимущих и уязвимых слоёв населения. Однако в оказании специальных социальных услуг сохранялись патерналистские подходы и преобладание роли государства.

 

Для приведения системы социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой и во исполнение поручений Главы государства с 2009 начата модернизация системы социального обслуживания.

 

С учетом международного опыта

а) систематизирован и определен перечень специальных социальных услуг, гарантированных государством и предоставляемых на бесплатной основе. В него вошли социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические услуги.

 

          б) разработаны стандарты оказания специальных социальных услуг, которые определяют объем, качество и сроки предоставляемых услуг и необходимые трудовые и финансовые ресурсы для их оказания.

(В 2009 году введен в действие Стандарт оказания специальных социальных услуг для детей инвалидов с психоневрологическими заболеваниями, в 2010 году – для лиц, с этими видами заболеваний старше 18 лет, в 2011 году – для детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и лиц пожилого возраста, в 2012 году – для лиц без определенного места жительства, в 2016 году – для жертв торговли людьми, с 2017 года – для жертв бытового насилия).

            Одновременно, в соответствии с рекомендациями Казахской Академии питания было введено дополнительное питание; улучшилось лекарственное и материально-техническое обеспечение.

 

         в) проведены институциональные преобразования и получили развитие новые формы оказания услуг, которые расширили доступность социального обслуживания. Еще в 2008 году в домах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями находились около 2,5 тыс. детей, а 2 тыс. детей ожидали своей очереди на поступление в эти дома. В настоящее время:

- на базе 110 функционирующих стационарных домов-интернатов открылось более 50 дневных стационаров, услугами которых охвачено более 5 тыс. детей и лиц старше 18 лет. Более чем в полтора раза увеличилось количество отделений социальной помощи на дому. Они обслуживают сегодня около 43,7 тыс. лиц пожилого возраста и инвалидов, и более 13 тыс. детей инвалидов;

 

 

- около 3 тыс. детей инвалидов получают услуги в условиях полустационара и на дому в неправительственных организациях, получивших социальный заказ на оказание специальных социальных услуг.

К оказанию социальных услуг привлечен частный сектор, развивается волонтерское движение.

В результате у нуждающихся в социальном обслуживании лиц появилась возможность выбора организаций социального обслуживания в зависимости от условий предоставления услуг.

Принятые меры укрепили семейные традиции. Более шестисот детей, ранее находившихся в домах-интернатах, возвращены в свои семьи, как имеющие потенциал для полного или частичного восстановления жизнедеятельности. Они сегодня продолжают получать услуги в дневных отделениях.

             Еще одним важным следствием реформирования стало решение проблемы занятости родителей детей.

 

г) изменена схема финансирования. До 2009 года специализированные учреждения финансировались не на основе нормативных затрат, а согласно смете расходов.

,В объеме выделяемых средств, в зависимости от возможностей местного бюджета, имели место значительные региональные различия (так, например, стоимость услуг оказываемых в домах-интернатах для лиц, имеющих психоневрологические заболевания, колебалась от 1 164 тенге в Мангистауской области до 3 781 тенге в г. Астана).

Сегодня финансирование осуществляется исходя из видов и объема предоставляемых специальных социальных услуг и количества получателей услуг. Это позволило преодолеть региональные различия (за исключением затрат, связанных с содержанием зданий) и расширило права специальных учреждений в части рационального планирования и целевого распределения ресурсов, выделяемых на осуществление обязательств государства по социальному обслуживанию населения.

С учетом дифференциации доходов потребителей социальных услуг была введена система софинансирования клиентами оплаты за оказанные социальные услуги.

Начиная с 1 января 2016 года, 70% пенсий и пособий лиц, находящихся на полном государственном обеспечении в домах-интернатах, направляется на покрытие расходов по их содержанию. При этом установлено, что размеры пенсий, остающиеся у пациентов, не должны быть меньше минимального размера пенсии, а у инвалидов – не ниже величины прожиточного минимума,

 

      д) изменился и расширился состав персонала социальных учреждений. Прежде в них преобладали младший медицинский персонал и воспитатели. В настоящее время в кадровый состав социальных учреждений входят консультанты по социальной работе и социальные работники, оценивающие качество оказываемых услуг.

 

 

        Несмотря на предпринятые меры, в социальном обслуживании остается ряд проблем, требующих решения.

 

         Первое. Преобладает заявительный принцип оказания социальных услуг.

         В таком случае социальную помощь получают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную, в то время как остальные граждане, нуждающиеся в поддержке, но не обратившиеся в соответствующие учреждения, социальные услуги не получают. Работа «по заявлению» предполагает, что трудная жизненная ситуация у человека уже сформировалась, и ее разрешение требует существенных усилий. Упущенной оказывается профилактический момент, возможность работы с этой ситуацией на ранних стадиях, когда есть шанс преодолеть развитие негативных тенденций.

В ряде случаев это порождает иждивенчество отдельных потребителей социальных услуг и приводит к консервации социальных проблем и трудных жизненных ситуаций в семье.

          Второе. Сохраняется недоступность и низкое качество услуг (преимущественно для жителей села). 

          В настоящее время 71 % организаций социального обслуживания размещены в крупных городах и районных центрах. В то же время 48,7 % обслуживаемых лиц с ограниченными возможностями проживают в сельской местности, где доминируют отделения оказания социальной помощи на дому. Они в лучшем случае обеспечивают первичную адаптацию инвалидов к окружающей среде (навыки самообслуживания), но не социальную интеграцию.

           В этой связи предстоит принять меры, направленные на дальнейшее расширение институциональной базы системы, категоризацию получателей услуг в зависимости от их индивидуальных возможностей и усиление адресности предоставляемых услуг.

 

Третье - не совершенна тарифная система.

Тарифы установлены по видам специальных социальных услуг, которые дифференцированы в зависимости от вида организации, предоставляющих услуги и условий их оказания. Это привело к тому, что услуги, предоставляемые медико-социальными организациями стационарного типа, намного дороже, чем в организациях оказывающих эти же услуги в полустационарном режиме или на дому.  

Кроме того, сегодня тарифы не отражают фактические затраты организаций, оказывающих услуги. С одной стороны, это связано с тем, что механизмы пересмотра тарифов не предусмотрены в нормативной правовой базе, а с другой стороны – с отсутствием автоматизированной системы мониторинга и учета расходов организации на оказания тех или иных видов специальных социальных услуг.

Сохранение такого порядка становится барьером для вовлечения частного, ориентированного на  полустационарный режим или на оказание услуг на дому. 

 

 

Четвертое - низкая квалификация социальных работников.

Из-за отсутствия профессиональных стандартов до сих пор не разработаны учебные программы подготовки социальных работников, определяющих потребности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и социальных работников, непосредственно занимающихся уходом за данными категориями граждан. Это непосредственно влияет на структуру предоставляемых услуг. Так, в прошлом году доля специализированных услуг, направленных только на поддержание жизнедеятельности инвалидов, в общем объеме услуг, составила ____%.  Такая тенденция не может обеспечить реальную социализацию лиц, имеющих достаточный реабилитационный потенциал.

          Сохраняется относительно низкий уровень оплаты труда и не совершенна используемая в настоящее время система стимулирования. Работа в социальных учреждениях малопривлекательна и не престижна.

 

Пятое - низкая эффективность работы структурных подразделений местных исполнительных органов.

 

В настоящее время управляющими организациями в регионах являются управления (в области) и отделы (в районах и городах) местных исполнительных органов по координации социальных программ (далее – местные исполнительные органы). Они обеспечивают реализацию социального законодательства, разрабатывают проекты региональных социальных программ и осуществляют их финансирование.

Сложилось так, что приоритетное внимание в работе данных органов уделяется работе с инвалидами, лицами пожилого возраста и гражданами (семьями), попавшими в трудную жизненную ситуацию. Это прямое следствие заявительного принципа работы. По сути, вне поля зрения остается иной контингент, в частности молодые семьи, которые должны быть охвачены профилактической работой. Предупредить трудную жизненную ситуацию не менее важно в социальном плане, нежели содействовать её преодолению. К тому же для этого потребуется меньше затрат.

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz