Особенность нашего бассейна- ежедневная смена воды и возможность наливать воду заданной температуры, глубину бассейна тоже можно регулировать (наливать больше или меньше воды).
Первые занятия проводятся при температуре воды в бассейне 34 градуса, в душе -34-36 градусов, температуре воздуха в бассейне- 29-31 градус.
При планировании занятий инструктор ставит перед собой задачи:
1. Научить детей уверенно держаться на воде.
2. Максимально использовать все средства, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию.
3. Заложить основы для дальнейших занятий плаванием в большом бассейне.
Длительность первых занятий не превышает 3- 5 минут, постепенно время увеличивается до 20минут (в старшей группе до 25- 30 минут). Дети начинают купаться на глубине 35-40 см, постепенно глубина увеличивается и доходит в подготовительной группе до 90 см. Температура воды постепенно снижается: в бассейне до 29- 30 градусов, в душе до 28.
Утверждено расписание занятий с детьми.
Детей в бассейн приводит групповая няня. Дети оставляют одежду в раздевалке и в резиновых шапочках идут под душ, моются с мылом, надевают купальные трусы (купальники) и заходят в воду. После занятия идут в сауну (температура воздуха 60- 65 градусов), где проводят от 3 до 7 минут.
Из сауны дети выходят в накинутых на плечи полотенцах. Первое время детям помогают насухо вытереться взрослые. Особенно внимательно следят, чтобы уши были сухими, чтобы тщательно вытирали пальцы ног (что предупреждает трещины и грибковые заболевания). Постепенно дети учатся справляться с вытиранием самостоятельно.
Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет главный врач-педиатр. Ежедневно после завтрака она осматривает детей , которые в этот день идут на занятия в бассейн, по результатам осмотра дает рекомендации.
Мы разработали несколько комплексов занятий с детьми в бассейне. Плавательные упражнения разносторонне укрепляют организм ребенка. Во время плавания дети могут переносить высокие физические нагрузки, преодоление которых заставляет сердце работать более экономично, а это в конечном итоге способствует улучшению кровообращения. Давление воды на грудную клетку усиливает выдох. В результате упражняются мышцы органов дыхания. Плавание усиленно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки.
Известно, что основной формой деятельности детей является игра. Поэтому при планировании занятий обязательно вводим игровые моменты. Это позволяет разнообразить занятия и сделать их более интересными.
Плавание является и хорошим средством воспитания. Оно способствует развитию таких черт характера, как самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, мужество и решительность.
Прежде всего значительно снизилась заболеваемость детей простудными заболеваниями. Ребята становятся крепче, закаленнее. Они уже не боятся воды и с большим удовольствием идут в бассейн.
Проведение занятий в воде предъявляет особые требования к учету особенностей развития каждого ребенка, а так же его сил и возможностей. Важно так же состояние здоровья детей, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий. Следует учитывать, что успешное выполнение заданий в воде требует от детей высокой концентрации духовных сил и приложение волевых усилий. Из этого следует сделать вывод, что количественные показатели не могут в полной мере отразить степень сформированности двигательных навыков и овладение элементами техники способов плавания.
Описание диагностических тестов
- СУША Соответствующие возрасту общеразвивающие упражнения (ОРУ) для рук, плечевого пояса, туловища, ног.
- ВОДА Упражнения по начальному освоению с водой (вход в воду и выход из воды по лестнице, передвижения в различных направлениях разными способами, игра с надувными предметами).
- СУША «Стрелочка»; «Ножницы».
- ВОДА «Стрелочка» на груди; 5-6 вдохов-выдохов в воду подряд с полным погружением лица в воду.
Методика проведения тестов
Вода. На первом, втором занятии в сентябре и на последних занятиях в мае инструктор ведет письменные наблюдения на занятиях, оценивая выполнение каждым ребенком упражнений по начальному освоению с водой (вход в воду и выход из воды по лестнице, передвижения в различных направлениях разными способами, игра с надувными предметами).
Высокий уровень (В) - самостоятельно смело входит в воду, не боится брызг, передвигается по дну разными способами во всех направлениях, с удовольствием играет с игрушками, не хочет выходить из воды.
Средний уровень (С) - входит в воду при помощи инструктора, не любит брызги, несмело передвигается по дну, играет с игрушками.
Низкий уровень (Н) - боится входить в воду, не любит передвигаться, стоит и держится за поручень, стремится быстрее выйти из воды.
Инструктор по плаванию Абдрашитова Ю.В.