Важным направлением коррекционно-воспитательного процесса для детей с
ограниченными возможностями здоровья является укрепление физического и психического состояния.
Здоровье человека проблема актуальная во все времена.
Здоровье -это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.
На своих занятиях провожу комплексную оздоровительно- коррекционную работу , которая включает в себя дыхательную, зрительную , артикуляционную гимнастику,упражнения на развитие высших психических функций /внимания, памяти, мышления/, физминутки.
1. Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика, способствует развитию и укреплению грудной клетки.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания. Кроме оздоровительного значения . выработка правильного дыхания необходимо для коррекции произношения.
Виды упражнений: «Подуй на снежинку» «Ах как вкусно пахнет» «Сдуй листочки» «Кораблики»
2.Зрительная гимнастика.
Зрительная гимнастика применяется для укрепления мышц глаза, для улучшения качества зрения. Зрительная гимнастика полезна для всех в целях профилактики нарушения зрения.
Виды упражнений:
-Комплексы со словесными инструкциями
-С предметами
-По зрительным тренажерам
3.Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика- улучшает подвижность артикуляционных органов, уменьшает спастичность артикуляционного аппарата. Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков.
Выработка правильной воздушной струи необходимо для образования звука.
Виды упражнений: «Дразнилка»/картинки часы, яблоко, чашечка, заборчик, вкусное варенье, иголочка, колесо/. Улыбка, чистим зубы, лопата, качели.
4. Развитие общей моторики
У детей с ограниченными возможностями здоровья общая моторика развита слабо, движения заторможены, плохо скоординированы. Необходимо развивать общую моторику так, как она способствует развитию речи.
На каждом занятии провожу физминутки в игровой форме. Физминутки проводятся для нормализации мышечного тонуса, запоминания двигательных упражнений, при этом воспитывается быстрота реакций на словесную инструкцию.
Виды физминуток, упражнений: Игра: «Вперед, назад» «Помощники» «Зайка и ушки»
5.Развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики рук -это из основных компонентов здоровьесберегающих технологий. Ученые доказали, что развитием мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением.Начинать работу по развитию м/м рук, нужно с самого раннего возраста.Массируя пальчики проводя пальчиковую гимнастику воздействуя на активные точки, коры головного мозга. Тем самым способствовать внутреннему и речевому развитию, выработке основных умений и навыков.
Виды упражнений: «Пчела» «Лодочка» «Солнечные лучики» Рисование на манке.
«Капуста» «Замок» «Рыбки»
6.Массаж и самомассаж.
Массаж и самомассаж на занятиях проводится , как дополнение артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастике.
Целью самомассажа и массажа является стимуляция кинестетических мышц, которые участвуют при произношении звуков. А также улучшение психического и физического состояния ребенка.
Виды развивающего массажа:
-Массаж и самомассаж лицевых мышц
-Массаж и самомассаж кистей пальцев рук
-Массаж пальцев граненым карандашом, специальным приспособлением.
7. Релаксация
Релаксация-произвольное или непроизвольное состояния покоя , расслабленности, связанное с полным или с частичным мышечным расслаблением.
Упражнение проводятся комлексно для расслабления групп мышц, снятия напряжения. Релаксация проводится под спокойную музыку
Психогимнастика
Виды упражнений: «Кузнечик» «Цветок» «Мышонок» «Смелый зайчик»
Все выше перечисленные компоненты проводились мной на занятиях ежедневно с детьми ограниченными возможностями здоровья.
В результате использования здоровьесберегающих технологий :
-Улучшается зрительное, тактильное, слуховое восприятия.
-Развивается общая и мелкая моторика рук
-Улучшается координация движений
-Развитие психических процессов
-Повышается речевая активность
-Увеличение социальной адаптации и интеграции детей в общество.
Таким образом, применение здоровьесберегащих компонентов на занятиях с детьми ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию психических и физических недостатков ребенка.
Учитель-дефектолог : Ахметова Д. К