Новости : Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями

Важным направлением коррекционно-воспитательного процесса  для детей с

ограниченными возможностями здоровья является укрепление физического и психического состояния.

Здоровье человека проблема актуальная во все времена. 

Здоровье -это  состояние физического, психического и социального  благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие  образовательные технологии- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

На своих занятиях провожу комплексную  оздоровительно- коррекционную работу , которая включает в себя дыхательную, зрительную , артикуляционную  гимнастику,упражнения на развитие высших психических функций /внимания, памяти, мышления/, физминутки.

1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика, способствует развитию и укреплению грудной клетки.

Упражнения  дыхательной гимнастики направлены  на закрепление  навыков диафрагмально-речевого дыхания. Кроме оздоровительного значения . выработка правильного дыхания необходимо  для коррекции произношения.

Виды упражнений: «Подуй на снежинку» «Ах как вкусно пахнет»  «Сдуй листочки» «Кораблики»

2.Зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика применяется  для укрепления мышц глаза, для улучшения качества зрения. Зрительная гимнастика полезна для всех в целях профилактики нарушения зрения.

Виды упражнений:

-Комплексы со словесными  инструкциями

-С предметами

-По зрительным тренажерам

3.Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика- улучшает подвижность  артикуляционных органов, уменьшает спастичность  артикуляционного аппарата. Ежедневное проведение  артикуляционной гимнастики помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка  к правильному произношению нужных звуков.

Выработка  правильной воздушной струи необходимо для образования звука.

Виды упражнений: «Дразнилка»/картинки часы, яблоко, чашечка, заборчик, вкусное варенье, иголочка, колесо/.  Улыбка, чистим зубы, лопата, качели.

4. Развитие общей моторики

У детей с ограниченными возможностями здоровья общая моторика развита слабо, движения заторможены, плохо скоординированы. Необходимо развивать общую моторику так, как она способствует развитию речи.

На каждом занятии провожу физминутки в игровой форме. Физминутки  проводятся для нормализации  мышечного тонуса, запоминания  двигательных упражнений, при этом воспитывается быстрота  реакций на словесную инструкцию.

Виды физминуток, упражнений: Игра: «Вперед, назад» «Помощники» «Зайка и ушки»

 

5.Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук -это из основных  компонентов здоровьесберегающих технологий. Ученые доказали, что  развитием мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи  и мышлением.Начинать работу по развитию м/м рук, нужно с самого раннего возраста.Массируя пальчики  проводя пальчиковую гимнастику воздействуя на активные  точки, коры головного мозга. Тем самым  способствовать  внутреннему и речевому развитию, выработке основных умений и навыков.

Виды упражнений: «Пчела» «Лодочка» «Солнечные лучики» Рисование на манке.

«Капуста» «Замок» «Рыбки»

6.Массаж и самомассаж.

Массаж и самомассаж  на занятиях проводится , как дополнение артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастике.

Целью самомассажа  и массажа является  стимуляция кинестетических мышц, которые участвуют  при произношении звуков. А также улучшение психического и физического состояния ребенка.

Виды  развивающего массажа:

-Массаж и самомассаж лицевых мышц

-Массаж и самомассаж  кистей пальцев рук

-Массаж пальцев граненым карандашом, специальным приспособлением.

7. Релаксация

Релаксация-произвольное  или непроизвольное состояния покоя , расслабленности, связанное с полным или с частичным  мышечным расслаблением.

Упражнение проводятся комлексно для расслабления групп мышц, снятия напряжения. Релаксация проводится под спокойную музыку

Психогимнастика

Виды упражнений: «Кузнечик» «Цветок» «Мышонок» «Смелый зайчик»

 Все выше перечисленные  компоненты  проводились мной на занятиях ежедневно с детьми ограниченными возможностями здоровья.

В результате использования здоровьесберегающих технологий :

-Улучшается зрительное, тактильное, слуховое восприятия.

-Развивается общая и мелкая моторика рук

-Улучшается координация движений

-Развитие психических процессов

-Повышается речевая активность

-Увеличение социальной адаптации и интеграции  детей в общество.

Таким образом, применение здоровьесберегащих компонентов на занятиях с детьми ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию психических и физических недостатков   ребенка.

 

Учитель-дефектолог : Ахметова Д. К

 

 

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz