Радость общения

 «Мы не должны забывать, что личностями не рождаются, ими становятся. И процесс становления Личности - это задача не только семьи, но и государства, общества, его вос­питательных и образовательных институтов», - эти слова Сары Назарбаевой являются приоритетными в современном образовательно-воспитательном процессе. Мир, в котором мы живем, наполнен множеством великолепных красок и изумительных звуков, каждый из которых отражает суть и сущность всех и каждого в отдельности. Тем и прекрасно занятие социально-бытовой ориентировки. Наш дом живет активной, насыщенной творчеством жизнью. Ежегодно дети вместе с педагогами готовят концертные программы, которые согревают, радуют и объединяют души всех живущих в доме. 24 часа в сутки рядом с детьми находятся талантливые, заботливые и чуткие люди, которые всем сердцем желают, чтобы дети-инвалиды ощутили дух семьи, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и полезным, чтобы смог в дальнейшем реабилитироваться и социально адаптироваться в современных условиях жизни. В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания, в подготовке воспитанников с «особыми» образовательными способностями.

Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Целью является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, которые позволят ему  успешно адаптироваться  и интегрироваться в социуме.

Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентации направлены на практическую подготовку детей и на формирование у них знаний, умения и навыков самообслуживания, ориентировке в окружающем мире, на усвоение морально-этических норм поведения и выработки навыков общения с людьми, на освоение простейших навыков кулинарии, умениями пользоваться службами быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствовать всецелой социальной адаптации «особых» детей.


На уроках по СБО используются методы и приемы: демонстрация, наблюдение, устный рассказ учителя-дефектолога, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, упражнения, игровые ситуации, проблемные ситуации, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях и  изображениях. Задача применяемых методов и приемов на уроках СБО  - развивать не толь­ко гражданскую и социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу.

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни, человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах и рационально использовать деньги. Знания и умения, полученные на занятиях, закрепляем практически. С этой целью были проведены экскурсии в торговых домах, где дети выбирали подарки и делали покупки. В летний период собирали ягоды, варили варенье.

В течение всего года дети всех возрастов по мере возможности с удовольствием выращивают овощи на пришкольном участке, занимаются рукоделием (шьют, вяжут, вышивают, изготавливают различные изделия из древесины).

Дети охотно участвуют в школьных выставках, конкурсах, соревнованиях.

Опыт лучших педагогов  и  экспериментальное обучение показывают, что «особые» дети развиваются, они приспособлены к обучению и последующему труду. Обучение их эффективно в том случае, если оно систематично, правильно организовано, в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями и направлено на их социальную адаптацию.


Д.К. Ахметова,

учитель-дефектолог по СБО.

 

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz