Развитие навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

 

Ведение

 Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.

Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Короче, без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер.  К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.

В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.

Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.

Развитие мелкой моторики у детишек-дауняток идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:

• имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,

• наблюдается сниженный мышечный тонус,

• присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,

• часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз",

• имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий, телесоориентированные игры. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала супермягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом, делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилинографии. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Или другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.

Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».

Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичсне игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.

Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе  катаеть по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.

Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.

Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики, потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.

Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научить ребёнка просеивать песочек с помощью ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.

Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками. 

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 Сильные ладошки

Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).

                               

                          

 

Мозаика

Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).

 Конструктор

Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).

                                                                  

 

Бусины

Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

 

Волшебный поднос

На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры.  Можно рисовать цифры и буквы.

 

 

Забавные картинки

По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

 

Шнуровки

Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например, попросите ребенка сшить платье  (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).

 

                                                     

 

Разноцветные прищепки

Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.

 

                               

 

Золушка

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

 Счетные палочки

Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).

 

                                                            

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

 Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

 Зайчик:

указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

 Человечек:

бегаем указательным и средним пальцами по столу

 Ежик:

руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

       Кошка:

соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

 Коза рогатая:

указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

 Бабочка:

руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

 Очки:

пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

 ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

 Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила.

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

 

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

 

Этому не дала: ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил -

Ничего тебе нет!

(мизинец не загибается)

 

Ладушки

  Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?                                                         

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашку поели, бражку попили.

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

 

                                                                

 

Шу-у-у...полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(поднимают руки вверх и опускают на голову)

 Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)

"Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал".

(все пальцы разжать, кроме большого)

 

Маша варежку сняла:

"Поглядите-ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

 

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?"

(сжать пальцы в кулачок)

 Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, большак - говорят.

- Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

 Замок

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

 Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

 Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

 Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

 Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

 И открыли.

(расцепить пальцы)

 

ЗАНЯТИЕ.

 Тема: В гости к бабушке Матрене.

 Цель: Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Знакомить с элементами русского народного быта. Обогащать словарный запас детей. Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.

 Ход занятия

 -  Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Матрене в ее деревенскую избу ( показ картинки с изображением избы). Заглянем к ней в горницу- так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. Готовы? Тогда в путь!

 Динамическая пауза

 Еду, еду

К бабе, к деду

Дети   имитируют скок лошади.

На лошадке

В красной шапке

По ровной дорожке.

На одной ножке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

(подпрыгивают, будто едут по кочкам)

Все прямо и прямо,

А потом вдруг...в яму   

(все приседают)

Бух!

 Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры

играть, сказки рассказывать, покажу свои игрушки, накормлю оладушками,

напою чаем.

Есть у меня печка- матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет.

Если голоден, щами угостит или кашей с маслом.

В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.

 

Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши.

 

Ладушки - ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два,

Хороши оладушки

у нашей бабушки!

 Матрена. Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней- будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться.(Показывает игрушечного кота) Давайте его разбудим и поиграем.

 Игра «Кот на печку пошел»

 Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши горяч,

Не дается, хоть плачь.

 (Дети останавливаются.)

 Кот («варит»- выполняет круговые движения рукой).

 Уж я кашу люблю,

С медом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная.

И на вкус она отличная.

 Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).

 На печи калачи,

Как огонь горячи.

 

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

 Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).

 Уж я пряники люблю,

Уж я пряники стужу,

Остужу- угощу,

Вас отведать приглашу.

 

(Присаживается на корточки- «спит».)

 Дети (крадутся, «берут» прянички- хлопают в ладоши, будят кота- убегают, кот их ловит).

 Мыши раз про то узнали,

Мигом пряники забрали.

Кот проснулся- в самом деле

-Мыши пряники все съели!

 Матрена. Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня - пальчики-помощники.

 Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки.

 Пальчиковая гимнастика - игра «Пальчики- помощники»

 Пальчик- мальчик, где ты был?

-С этим братцем - в лес ходил,

С этим братцем - щи варил,

С этим братцем - кашу ел,

С этим братцем - песни пел!

 Дети (сжимают и разжимают пальцы).

 Матрена. А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.

 У Матрены стол накрыт,

Медный самовар стоит,

Чай по чашкам разолью,

Всех гостей я напою

Чаем ароматным,

Сладким, вкусным, мятным.

С медом и калиной,

С ягодой малиной.

Пейте, не спешите,

Чаще в гости приходите!

 Дети пьют чай в гостях у Матрены.

 

                                                            Подготовила дефектолог Пяскорская Л.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz