Тема: Традиции Казахского народного прикладного искусства

Педагог: Тема: Традиции Казахского народного прикладного искусства.

Цель: Продолжать знакомить детей с казахскими национальными головными уборами и прививать интерес к казахскому национальному декоративно-прикладному искусству. Закреплять умение вышивать казахские национальные узоры тамбурным швом, гладью, бисером и пайетками. Воспитывать интерес и уважение к традициям казахского народа.

Предварительная работа. Рассматривание казахской национальной одежды для девочек и мальчиков.,слайды «женские головные уборы»..

Словарная работа: такия, саукеле, орнамент.

Материалы и инструменты: иголки, нитки, ножницы, нитки-мулине, бисер и пайетки, стеклярус и пайетки и ткань- велюр.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, «казахские головные уборы».

1.организационный момент.одежде , рассматривали предметы быта казахского народа, убранство юрты. а сегодня будем вышивать их.) У казахского народа много разного вида женских одежд.

-скажите, что считается самым красивым в казахском национальном наряде?

-головные уборы.

- Самыми красивыми из головных уборов являются такия и саукеле. -да, их считали самой выразительной частью национального казахского женского наряда. (на доску выставляется 1-2 цветных картин).

-как их украшали ?

Их украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. Получались красивые узоры из дорогих камней. Края оформляли бусинками, монетами.

На макушку пришивали султанчик из перьев -уку, служивших не только украшением, но и оберегом.( еще пару картин выразительных показать)

- Давайте назовем элементы узоров, которые известны нам. (тюльпан, завитки, бутон, бараний рог, верблюжий глаз.) На доске орнаменты, дети отгадывают.

Девушки носили «такия»-малень-кую шапочку из ткани, и «бор к»- это шапка с меховой отделкой. ( 1-2 картинок)

«саукеле»- головной убор в форме конуса. Он был очень высоким. Основа было из плотного бархата( показ ткани бархата, может быть крой детали шапки). Снизу пришивали полоску меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, позолоченных пластинок и шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из белой легкой ткани- желек.

Скоро праздник Наурыз. К этому празднику все готовят себе красивую одежду, украшенную казахскими национальными узорами, чтобы поучаствовать на празднике.

при рассматривании педагог может рассказывать об особенностях головных уборов : девочки носили такия - маленькую шапочку, молодые не замужние женщины носили саукеле. Кимешек носили молодые женщины, он закрывал шею, грудь, плечи.

Стук в дверь в мастерскую. Заходит бабушка с шапочками.

-я была в центре и заходила в магазин, купила такию двум маленьким внучкам. Посмотрите, какие они красивые, вышиты узорами. Да я же хотела и вам, старшие мои внучки, купить головные уборы, но не было. Я же хочу , чтобы и вы побыли на празднике.

--Бабушка, не переживай ,мы сами попробуем. Мы хотели тебе сюрприз сделать, но ты угадала наши

вышивка-это то занятие, которая очень нравится детям. Она требует много времени, большого мастерства.

Но как бы то ни было, мы постараемся не огорчать бабушку и показать свою работу.

Бабушку приглашают посидеть на занятие.

Практическая работа.(10-15минут)

-девочки , мы продолжаем практическую работу по изготовлению национальных женских головных уборов.

Педагог просит детей продолжать работу, начатую на предыдущем занятии. ( дети берут со стола свои работы и садятся за свой стол.

Педагог подходит каждому отдельно и беседует.

1.Лена Косова

На полоске красной ткани велюр вышивает узор «бараний рог». Каким швом вышиваешь узор? (гладью).Стежки должны быть расположены близко друг другу, Это подробно показывает и рассказывает Лена. Что получится?. -такия.

2.Оля Б. выполняет аппликацию.

-Оля, сейчас что будешь делать? Шить швом зиг-заг.

-а до этого что делала? (вырезали узоры, наметали, затем зашивали швом зиг-заг, нашивали стеклярус.

3. Аня Б.вышивает бисером не по отдельности, а нанизывая их по несколько штук на нитку. Аня показывает это.

-а для чего приготовлены эти сережки?

Чтобы пришить по бокам шапки.

 

4. Маша И. показывает вышивание пайетками.

Маша, ты вышиваешь бисером и используешь очень тонкие иголки. Ты часто ломаешь иглы? Что ты сразу делаешь?- Бросаю в мусор обязательно, ни в коем случае нельзя в рот брать.

5.Лена Кичайкина вышивает узоры тамбурным швом.

- лена, чтобы не терять колечко шва где вкалываешь иглу?

( посередине предыдущего колечко).

 

6. Лена Лисовцова вышивает стебельчатым швом по контуру орнамента.

Какими цветами сегодня вышиваешь, Лена?

У тебя какой орнамент?

Растительный орнамент -гул.

После беседы дети работают самостоятельно. Включаем спокойную музыку .По мере выполнения заданий педагог выключает музыку и обращается к детям , гостям: Девочки давайте отложим работы и послушаем меня. Все увидели работы каждого из вас. Вы сейчас берете свои работы и делайте так, чтобы они были похожи на головной убор. Да сейчас они похожи, но чтобы докончить работу до конца нам одного занятия мало. Чтобы вам не пришлось еще три занятия сидеть, мы приготовили конечный результат. Девочки доставайте шапки и одевайтесь.

Дети оделись и взяли в свои руки работы свои.

-Лена, скажи как называется этот головной убор? -такия.

-а у тебя, -саукеле.

-каким орнаментом ты вышивала?

--чем служили эти султанчики из перьев?

-обращаясь к бабушке:

Скажите эти шапки, которые мы сшили и те , которые вы купили, отличаются?

-конечно. Эти шапки купила для малышей. А вы же сшили для себя, для взрослых Посмотрите какие вы уже взрослые.

Бабушка поздравляет детей и гостей. Угощает

всех баурсаками и чаем..

 

Трудотерапевт: Закирянова М.Х.

 

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz