Цель:Закрепить знания о согласных и гласных звуках
Развивать фонематический слух, внимание,память.
Закрепить пассивный и активный словарь с помощью сказки
по опорным картинам.Звук и буква Н
Задача:Создать атмосферу радости и дружбы.Дать почувствовать
детям удовлетворения от выполненной работы.
Оборудование:Гусеница с гласными и согласными буквами
, фишки, алфавит, звуковой алфавит, шары
Организационный момент:
-Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,
Дружно шарики надуем (надуваем шарики)
Покрутились, повертелись и за парты тихо сели.
(В середине класса на полу лежат надутые шарики, красного, синего, зеленого цвета, дети по желанию берут шарик и садятся на свои места)
Игра: «Распредели шарики по цветам»
(На двух столах расположены наголовники гусениц , где красный наголовник- красные шары, где сине-зеленый наголовник- синие, зеленые шары)
-Ребята у нас получились веселые гусеницы и именно они принесут нам на занятие много букв и звуков.
-Ребата, буквы мы видим и пишем
Звуки мы слышим и произносим.
Чики-чики, чики-чок,не стесняйся язычок
Не пугайся , не ленись, повтори,не ошибись.
Будем тихо мы сидеть и тихонько будем петь.
( на доске гусеница с гласными звуками)
Работа над произношением гласных звуков
А-О-Е-И-У-Ы-Э-Ю
-Ребята, почему мы пропели эти звуки?
-Потому что гласные тянутся в песенке звонкой
Звук гласный- цвет красный.
-А теперь посмотрите ребята наша гусеница принесла нам следующие звуки и буквы.
Работа над произношением согласных звуков
Б- П- Г- К- Р- Т- В- К
-Ребята, какие звуки мы произнесли?(согласные)
-Какие звуки мы называем согласными?
Звуки , которые произносятся через преграду (губы, Зубы, язык)
Называются согласными.
ФИЗМИНУТКА
Шла сороконожка покупать сапожки,
Постояла у витрин, заглянула в магазин
Дайте сорок пар сапог, я обую сорок ног,
Эти уже, эти шире, эти очень хороши,
Дайте мне на сорок ног , одинаковых сапог,
Нет у нас на сорок ног, одинаковых сапог.
Игра: « Заполни пустоту» ( вырезанная гусеница с отверствием)
Цель:: С помощью фишек, на слух определить звук и заполнить пустату.
-Ребята у нас получилось интересная схема согласных и гласных звуков, значит с помощью согласных и гласных звуков мы получаем слоги и в этом нам поможет шнур-грамотей.
Игра: «Ромашка»
Цель:Составление слогов на слух и произношение с помощью говорящей азбуки и слов.
Работа по компьютеру (просмотр эпизода из сказки «Три поросенка)
(на доске картина с изображением лужи и травки)
Этот шустрый поросенок , был ленив, друзья с пеленок
Он работать не любил, в луже время проводил.
-Кто это?(поросенок Нуф-Нуф)
-Какого цвета его любимая лужа? (синего)
-Давайте и мы ребята своего поросенка Нуф-Нуф, посадим на синею лужу.
Вот еще один чудак, лежит на травке просто так,
Не любит заниматься, ему бы поваляться.
-Кто это? (поросенок Ниф-Ниф)
-Какого цвета его любимая травка? (зеленого)
-Давайте, ребята мы поросенка Ниф-Ниф посадим на зеленую травку.
-Послушайте внимательно первый звук в слове «Нуф»( звук -Н-)
он какой ?
-Не поющий, согласный, звучит твердо
-Что любит Нуф - Нуф? (лужи)
-Поднимите вверх фишки синего цвета.
Послушайте внимательно слово «Ниф» какой вы слышите первый звук (-Н-)
-он какой?
-Не поющий, согласный, звучит мягко.
-Что любит Ниф-Ниф? (зеленую травку)
-Поднимите вверх фишки зеленого цвета.
-Ребята, давайте еще раз послушаем слова Нуф и Ниф.
-С какого звука начинаются эти слова? (звук -н-)
В слове Нуф звук -Н- звучит твердо
В слове Ниф звук -Н- звучит мягко
-Что мы можем сказать о звуке -Н?
Звук -Н- согласный, может звучать твердо, и мягко
-Ребята, звуку -Н- соответствует буква -Н-
Игра: «Найди букву -Н» (поиск по классу буквы)
Работа над произношением звука -Н-
Игра: «Вдох-выдох»
-Язык поднимите к твердому небу, губы полуоткрыты и видны зубы, воздушная струя уходит в нос
(индивидуальное и коллективное произношение)
Игра: «Определи запах содержимого вещества в бутылочке»
(ннапиток со вкусом и запахом фруктов)
Игра: «Определи вкус»
Цель: Дать детям возможность попить напиток
-Ребята, звук -Н- какой?
Звук -Н- согласный, носовой долгий звук.
Нахождение в алфавите
Соединение звука -Н- с гласными звуками
--- О
Н --- А
---- И
---- Ю
(с помощью резинки соединение звуков)
Слог НА -звучит твердо
Ни- звучит мягко
Ню- звучит мягко
НО- звучит твердо
Игра: «Подбери предметы ,где при произношений слов есть звук - Н-
(носки, ножницы, неваляшка, карандаш, линейка, машина, мяч,
Ручка, и т.д.)
Шура и Ролан читают слова, дети другие показывают звук -Н- в прочитанном слове и определяют место нахождения звука звука -Н
В слове.
-Составление слога на звук -Н-, при помощи шнуровки «Ромашка»
Шура и Ролан составляют слово - гусеница
Итог:
-С какой буквой и звуком мы познакомились?
(согласный, носовой, долгий, звучит мягко и твердо,)
Разработка дефектолога Козыбаевой Б.Ш.