Предмет: Формирование элементарных математических представлений.
Тема: Наземный транспорт. Поезд.
Цели:
Образовательные: Формировать представление о элементарных математических понятиях - квадрат, круг, треугольник. Познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Умение применять на практике (возьми круг, положи треугольник, давай поиграем воздушными шариками красного, синего цветов). Умение пользоваться различного рода игрушками (дидактического, плоскостными и объемными).
Коррекционно - развивающие задачи: Увеличение внимания через выполнение разных заданий, пополнение пассивного словарного запаса.
Коррекция и развитие долговременной памяти, зрительного, слухового и тактильного восприятия. Формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений.
Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, умение работать совместно с педагогом, воспитывать самостоятельность.
Демонстрационный материал:
Яркое изображение поезда, весеннего леса. Плоскостные фигуры - деревьев, солнца.
Раздаточный материал:
Составные части поезда: квадраты, круги, разноцветные ленты (зеленые, красные, синие), геометрические фигуры(треугольник, квадрат, круги).Модули, воздушные шары. Дидактические игрушки: птицы, белка.
Ход занятия
Организационный момент:
Взрослый и ребенок сидят за столом. Педагог показывает сердце (дидактическая игрушка).
Педагог: Наше сердце не простое,
Наше сердце очень большое.
Много живет в нем любви и добра,
Нежности много, забот и тепла.
Педагог: Здравствуй, Думан. Я дарю тебе тепло своего сердца (Правой рукой беру «тепло») Теперь ты подари тепло своего сердца всем присутствующим.
Затем подвожу Думана к плакату.
Сегодня, Думан мы с тобой отправимся в весенний лес. Поедем на поезде
(указкой обвожу силуэт поезда). Смотри, поезд состоит из вагонов, они напоминают нам квадраты, а колеса - круги. (Нужно тоже обвести указкой вагоны и колеса). Думан, ты тоже обведи вагоны и колеса. Но вот беда, поезд наш не исправен, давай устраним неполадки.
Взрослый берет приготовленные составные части поезда.
Вместе с ребенком на полу собирают поезд.
Педагог: Вот и готов поезд в путь. Смотри на вагончиках воздушные шары. Чтобы они не улетели, давай привяжем их ленточками. (К каждому шарику прикладываем ленту того же цвета зеленый к зеленому, синий к синему, желтый к желтому.)
Педагог: И так, мы отправляемся в поездку, давай оденем кепки и рюкзак.
(Одеваем на голову кепки, Думану на спину рюкзак)
Далее педагог и ребенок совершают один большой круг.
Педагог читает: Этот поезд ждали мы с утра. Приближается - ура!
Поезд мчится, поезд мчит. Тук - тук - тук -тук!
Сердце радостно стучит. Тук - тук -тук - тук!
Поезд, поезд торопись, ветер обогнав промчись
Днем и ночью стук колес. Тук - тук - тук - тук!
Вот и прибыли мы в весенний лес. Давай отдохнем, снимаем кепки, рюкзак,
садимся на пеньки.
Педагог говорит: Послушаем пение птиц. Слушаем. А теперь покажи, Думан, птиц. Ребенок показывает птиц.
Взрослый говорит: Сейчас время года - весна. Птицам необходимы домики для
будущих птенцов. Сейчас мы построим домики из этих геометрических фигур.
Думан строит домики из геометрических фигур.
Педагог: Молодец. Смотри, тут живут не только птицы, но и белочка. Давай подойдем к высокому дереву и возьмем белочку на руки.
Сейчас мы вместе с белочкой сделаем зарядку.
Физкультминутка:
В лесной глуши на елке,
Жили - были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили,
И с зарядкою дружили.
Вставали рано по утру,
Изображали кенгуру.
За ушки лапками хватались,
Вправо - влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки,
И тянулись словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали.
Головками крутили,
Друг за другом вслед ходили.
Взрослый: Молодец, Думан. А теперь мы построим домик для нас из этих модулей.
Педагог вместе с ребенком строит домики из модулей. Желтый - квадрат и треугольник, зеленый - квадрат и треугольник, синий - квадрат и треугольник, красный - квадрат и треугольник.
Педагог: Молодец, Думан.
Закрепление темы:
Педагог: Думан, покажи на чем мы приехали. Правильно, на поезде. А из чего состоит поезд. Ребенок вновь составляет поезд. После того как ребенок построит поезд.
Взрослый: Думан, давай посмотрим какие красивые шары на вагончиках.
Вот, например синий, найди мне здесь еще синие шары.
Таким образом, ребенок должен сгруппировать шары по цвету. Найти красные, желтые, синие, зеленые.
Педагог: Теперь и нам пора домой, нужно привести все в порядок.
Ребенок убирает все атрибуты - кладет на скамейки.
Сюрпризный момент:
Педагог достает из рюкзака яблоки
Учитель-дефектолог:Махмутова Р.З.