У детей с умственной отсталостью нарушены процессы познавательной деятельности. Мышление характеризуется конкретностью, непоследовательностью, тугоподвижностью, неспособностью к образованию отвлеченных понятий. Внимание отличается низким уровнем продуктивности и носит неустойчивый характер из-за быстрой истощаемости и отвлекаемости. Объем памяти невелик. При воспроизведении материала, который запечатлен, зачастую возникают искажения. Произвольное запоминание нарушено. Страдает как логическая, так и механическая память. С запаздыванием на 3-5 лет происходит развитие понимания и использования речи, окончательное развитие которой ограничено. Зачастую речь сопровождается дефектами, ей присущи: косноязычие и аграмматичность, бедность словарного запаса, который представлен преимущественно наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Отстает развитие сенсорного восприятия, а именно: зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеют место аномалии зрения и слуха, задержка развития статических и локомоторных функций, что сказывается на нарушении координации, точности и темпе движений, которые замедленны, неуклюжи.
Однако при этом их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда чтению, письму и простейшему счету. Особенностями овладения детьми с умеренной степенью умственной отсталости элементарными математическими представлениями является то, что у них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они механически заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом. Кроме того, для большинства детей этой категории переход к абстрактному счету недоступен.
Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. При систематическом повторении дети приобретают навыки, необходимые им для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных практических задач. Без специально организованного обучения освоить элементарные математические представления учащимся с умеренной умственной отсталостью затруднено. Основным приемом в обучении считается использование практических ситуаций, в которых дети осваивают доступные для них элементы математики. Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной жизни дети с выраженным нарушением интеллекта учатся накрывать стол на определенное количество детей в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощенья поровну между собой.
Для формирования элементарных математических представлений на занятиях используется индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций.
Приведем пример занятия по формированию элементарных математических представлений для двух детей разного возраста и с разными диагнозами.
Задания строились по принципу «от простого к сложному». Для старшего посложнее, для младшего простые.
Занятие началось с игровой ситуации - путешествие на остров математики на корабле. В игровой форме закреплялись навыки; конструирование из модулей по заданной схеме сложной и простой постройки домов по цвету и по форме;
восстанавливание числового ряда до 5 на пазлах; дополнение на доске мелом недостающие соседние числа до 10;
написание цифр до 5 по образцу на манной крупе, решение примеров в одно действие на сложение и вычитание с помощью счетов.
находили и соотносили по образцам геометрических фигур предметы похожие по форме.
Проводились игры на тактильное восприятие «Чудесный мешочек» - где определяли на ощупь величину предмета - большой, маленький шарик; количество - один квадрат, много кружков.
Еще одна игра по образцу «пустой - полный - половина» очень понравилась детям. Старший ребенок по образцу наполнял водой полный сосуд, половину, и один оставил пустым. Младший ребенок наполнил фасолью также один полный сосуд, второй оставил пустым. Затем соотнесли с картинкой - образцом.
Проводилась подвижная игра «Ровным кругом друг за другом» - где повторили представление узкий, широкий, высокий, низкий. Опираясь на образец с экрана выкладывали разными предметами геометрические фигуры: цветной лентой - звезду и ромб старший ребенок, палочками квадрат и треугольник - младший. Закончилось занятие элементом сюрприза - волшебное дерево с угощениями, с которого снимали фрукты и конфеты, разделили их поровну между собой.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной степенью умственной отсталости основывается на предметно-практической деятельности детей, которая носит коррекционно-развивающий характер и включает систему специальных упражнений с использованием дидактических игр, изобразительной деятельности,конструирования.
Дефектологи: Кабышкенова З.Т., Жангужина С.К.