Новости : Формирование элементарных математических представлений у особенных детей

У детей с  умственной отсталостью нарушены процессы познавательной деятельности. Мышление характеризуется конкретностью, непоследовательностью, тугоподвижностью, неспособностью к образованию отвлеченных понятий. Внимание отличается низким уровнем продуктивности и носит неустойчивый характер из-за быстрой истощаемости и отвлекаемости. Объем памяти невелик. При воспроизведении материала, который запечатлен, зачастую возникают искажения. Произвольное запоминание нарушено. Страдает как логическая, так и механическая память. С запаздыванием на 3-5 лет происходит развитие понимания и использования речи, окончательное развитие которой ограничено. Зачастую речь сопровождается дефектами, ей присущи: косноязычие и аграмматичность, бедность словарного запаса, который представлен преимущественно наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Отстает развитие сенсорного восприятия, а именно: зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеют место аномалии зрения и слуха, задержка развития статических и локомоторных функций, что сказывается на нарушении координации, точности и темпе движений, которые замедленны, неуклюжи.

        Однако при этом их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда чтению, письму и простейшему счету. Особенностями овладения детьми  с умеренной степенью умственной отсталости элементарными математическими представлениями является то, что у них не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они механически заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом. Кроме того, для большинства детей этой категории переход к абстрактному счету недоступен.
        Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.  При систематическом повторении дети приобретают навыки,  необходимые им для ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных, количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных практических задач. Без специально организованного обучения освоить элементарные математические представления учащимся с умеренной умственной отсталостью затруднено. Основным приемом в обучении считается использование практических ситуаций, в которых дети осваивают доступные для них элементы математики. Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации.  Так, в повседневной жизни дети с выраженным нарушением интеллекта учатся накрывать стол на определенное количество детей в классе, в игровой ситуации накрывают стол для кукол, в быту делят конфеты, печенье и другие угощенья поровну между собой.

       Для формирования элементарных математических представлений на занятиях используется   индивидуальная формы работы с применением элементов изобразительной деятельности, конструирования, использования игровой формы, с активным применением дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Для развития познавательного интереса и деятельности занятие может начинаться с элемента сюрприза, игровых ситуаций.

      Приведем пример занятия  по формированию элементарных математических представлений  для  двух детей разного возраста и с разными диагнозами.

Задания строились по принципу «от простого к сложному». Для старшего  посложнее, для младшего простые.

       Занятие началось с игровой ситуации - путешествие на остров математики на корабле.  В игровой форме закреплялись навыки;  конструирование из модулей  по заданной схеме сложной и простой постройки  домов по цвету и по форме;

восстанавливание  числового  ряда до 5 на пазлах; дополнение  на доске  мелом недостающие соседние числа до 10;

написание  цифр до 5 по образцу на манной крупе, решение примеров в одно действие на сложение и вычитание с помощью счетов.

находили  и соотносили  по  образцам геометрических фигур предметы похожие по форме.

      Проводились игры на тактильное восприятие «Чудесный мешочек» - где определяли на ощупь величину предмета - большой, маленький шарик;  количество - один квадрат, много кружков.

 Еще одна игра по образцу «пустой - полный - половина» очень понравилась детям.  Старший ребенок по образцу наполнял водой полный сосуд, половину, и один оставил пустым. Младший ребенок наполнил фасолью также один полный сосуд,  второй оставил пустым. Затем соотнесли с картинкой - образцом.

       Проводилась подвижная игра «Ровным кругом друг за другом» - где повторили представление узкий, широкий, высокий, низкий.  Опираясь на образец с экрана  выкладывали разными предметами  геометрические фигуры: цветной лентой - звезду и ромб  старший ребенок, палочками квадрат и треугольник - младший. Закончилось занятие  элементом сюрприза - волшебное дерево с угощениями, с которого  снимали фрукты и конфеты, разделили их поровну между собой.

     Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей с умеренной  степенью умственной отсталости основывается на предметно-практической деятельности детей, которая носит коррекционно-развивающий характер и включает систему специальных упражнений с использованием дидактических игр, изобразительной деятельности,конструирования.


Дефектологи: Кабышкенова З.Т., Жангужина С.К.

 

 

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz