Новости : Пальчиковые упражнения и игры для развития детей

В работе с   детьми с ДЦП большое внимание уделяется проведению пальчиковых игр, так как тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. При проведении пальчиковых игр используется разнообразный материал: палочки, бусы, пластилин, бумага, счетные палочки, разноцветные нитки, крышки, орехи, крупа и многое другое. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев соответственно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика остается нормальной. Работу по тренировке пальцев можно рано и продолжать в дошкольном возрасте в привлекательной для детей форме «пальчиковых игр».

Чем интересны и полезны «пальчиковые игры»? Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Пальчиковые игры применяют как средство релаксации детей, улучшения их эмоционального состояния, совершенствования внимания, двигательную активность ребенка, снимают напряжение в процессе умственных занятий. Среди упражнений развивающих мелкую моторику можно выделить следующие:

-массажные;

-для координации движений пальцев рук;

 -для взаимодействия между полушариями мозга; 

-без предметов; 

-с предметами; 

-для укрепления мышц кистей рук. 

Упражнения для кистей рук и пальцев: 

-поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз; 

-разминать и растирать  каждый пальчик вдоль,а затем поперек;

-растирать пальчики спиралевыми движениями;

-сгибать пальчики, сопровождая это действие ритмичными стихотворными строчками;

-катать между ладошками и пальчиками шарики, рвать бумагу, отщипывать кусочки глины или пластилина;   
-перекладывать предметы с одной руки или двумя одновременно.   

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка,) начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

( Показывают ладошками вокруг и на себя.)

 

По грибы
(потешка) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли (ладошки под щечку).

Дождик

Капля раз, капля два, (Дети хлопают в ладоши в медленном темпе)

Капли медленно сперва, Кап, кап, кап, кап, (Хлопки ускоряются)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. Кап, кап, кап, кап, (Хлопки в быстром темпе)

Зонтик поскорей раскроем, (Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой)

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют»)

 

Хлеб

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. - (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, - (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем -

(пальчики «шагают» по столу)

 

Воспитатели: Ислямова А.К., Садуова Б.Б., Жамуханова Т.У.

 

 

Разработка и поддержка сайта IT-Expert
www.it-expert.kz
© 2011 kokshe-balbobek.kz