В работе с детьми с ДЦП большое внимание уделяется проведению пальчиковых игр, так как тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. При проведении пальчиковых игр используется разнообразный материал: палочки, бусы, пластилин, бумага, счетные палочки, разноцветные нитки, крышки, орехи, крупа и многое другое. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев соответственно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика остается нормальной. Работу по тренировке пальцев можно рано и продолжать в дошкольном возрасте в привлекательной для детей форме «пальчиковых игр».
Чем интересны и полезны «пальчиковые игры»? Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка. Пальчиковые игры применяют как средство релаксации детей, улучшения их эмоционального состояния, совершенствования внимания, двигательную активность ребенка, снимают напряжение в процессе умственных занятий. Среди упражнений развивающих мелкую моторику можно выделить следующие:
-массажные;
-для координации движений пальцев рук;
-для взаимодействия между полушариями мозга;
-без предметов;
-с предметами;
-для укрепления мышц кистей рук.
Упражнения для кистей рук и пальцев:
-поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;
-разминать и растирать каждый пальчик вдоль,а затем поперек;
-растирать пальчики спиралевыми движениями;
-сгибать пальчики, сопровождая это действие ритмичными стихотворными строчками;
-катать между ладошками и пальчиками шарики, рвать бумагу, отщипывать кусочки глины или пластилина;
-перекладывать предметы с одной руки или двумя одновременно.
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка,) начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
( Показывают ладошками вокруг и на себя.)
По грибы
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
Дождик
Капля раз, капля два, (Дети хлопают в ладоши в медленном темпе)
Капли медленно сперва, Кап, кап, кап, кап, (Хлопки ускоряются)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. Кап, кап, кап, кап, (Хлопки в быстром темпе)
Зонтик поскорей раскроем, (Соединяют кончики пальцев обеих рук и поднимают воображаемый «зонтик» над головой)
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют»)
Хлеб
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. - (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, - (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем -
(пальчики «шагают» по столу)
Воспитатели: Ислямова А.К., Садуова Б.Б., Жамуханова Т.У.